• ↓
  • ↑
  • ⇑
 
12:55 

Старые страшные русские сказки

Чудное создание
Намедни.. буквально пару дней назад, имел удовольствие рассказывать пятилетнему ребенку (девочке) сказку про Красную Шапочку. То да сё, почему такие большие зубки - а чтоб съесть тебя, Красная Шапочка. Открыл, мол, пасть Серый Волк и проглотил маленькую девочку (лицо ребенка тот час померкло).
Но, дальше повествую, на крик сбежались охотники, поймали волка и вспороли ему брюхо. Это, по-моему, было совсем неудачным сравнением, ибо такое дикое умерщление ненавистного доселе Волка ничуть не обрадовало ребенка, на что ребенок тот час отреагировал своей мимикой - нахмурил бровки.
Но и это не самое важное.
-- Тут и выпрыгнули из Волка живые и бабушка, и Красная Шапочка -- довольно заканчивал я, упиваясь обязательным хеппи эндом.

- А Колобок ?? -- спросил ребенок.

читать дальше

www.otbaldy.com/t143-topic

И хотя "Красная шапочка" сказка не русская, мысль показалась интересной.

15:55 

Волки, волки!

Чудное создание
16:02 

О человеческих жертвоприношениях

Чудное создание
«Когда в науке говорят „похороны масленицы“ или в народе говорят „русалку хоронят“, то эти выражения верны лишь отчасти, поскольку весь обряд имитирует похоронную процессию. Но хоронить можно только мертвого, в обряде же хоронимое существо не мертво, а живет. Мы имеем не похороны, а предание смерти живого существа.

В.Я.Пропп показал, что «в русских праздниках… момент растерзания, утопления и сожжения сопровождается ликованием, весельем, смехом и фарсовыми действиями… Никакого празднования воскресения в русских обрядах и праздниках нет. Праздник состоит не в воскресении, а в умерщвлении».

читать дальше

aza.ananka.net/gertva.htm

15:43 

Яйцо

Чудное создание
С самых древних времен человек рассматривал яйцо как символ первоосновы, начала начал, происхождения бытия. Это подтверждает и крылатое римское изречение — «Ab ovo» («от яйца»), т.е. с самого начала.

В мифологии многих древних народов, от Египта до Океании, яйцо символизирует тайну сотворения мира из первозданного хаоса и совершенный микрокосм. Именно яйцо, возникшее либо само по себе, либо отложенное в океан огромной фантастической птицей или змеей, разделившись, становится источником жизни на Земле.
читать дальше

18:11 

В общем, все умерли (с)

Чудное создание
Братья Гримм

Смерть Курочки

Некогда направились курочка с петушком на орешниковую гору и заключили друг с другом такой договор: кто первый добудет ореховое ядрышко, тот должен его с товарищем поделить.

Вот и отыскала курочка большой-пребольшой орех, никому ничего о том не сказала и задумала тот орех съесть одна-одинешенька. А ядрышко-то было настолько велико, что курочка его проглотить не могла; оно застряло у нее в горле, и курочка перепугалась, что она тем ядрышком подавится.

И закричала курочка: "Петушок, сделай милость, сбегай поскорее да принеси мне воды, не то я задохнусь".

читать дальше

18:50 

Такие разные волки. Часть 1

Чудное создание
А вы заметили, что волки в западных сказках и волки в русских сказках совсем разные? Западный волк сеет ужас, он сожрал бабушку, Красную шапочку, семерых козлят (это сказка братьев Гримм, за русскую ее выдают ошибочно) и почти добрался до трех поросят. Русский волк даже колобка не стал есть. Песенка "Жил-был у бабушки серенький козлик" - это, как говорит Википедия, перевод с польского. А вот русская колыбельная: "Придет серенький волчок, и укусит за бочок". Один раз всего укусит, даже не покусает, и уж тем более не сожрет. Давайте-ка разберемся, откуда здесь выросли ноги.

читать дольше

19:06 

Такие разные волки. Часть 2

Чудное создание
Русские же волки часто имеют человеческие черты характера. Причиной этому может быть феномен,описанный Фрэзером: первобытный человек не проводит четкой разграничительной линии между собой и некоторыми видами животных, ну а первобытные сказания впоследствии становились сказками . О единении человека и животного свидетельствует и Я. Пропп, говоря о сказочных перевоплощениях: "В сказке весьма распространена следующая форма переправы: герой не превращается в животное, а зашивает себя в его шкуру или влезает в его падаль. Птица его подхватывает и уносит." Что же касается оборотней, то в славянской мифологии считалось, что это превращённые в волка люди, и потому они могли сохранять полное сознание своей принадлежности к человеческому роду и только внешне походили на зверей (то есть русские оборотни были добрыми волками). Кроме того, волки обладали даром всеведения и нередко воевали с нечистым. Вот для примера сказка:

читать дальше

16:43 

Чудное создание

18:03 

Кое-что о той самой Русалочке

Чудное создание
"Далеко в море вода синяя-синяя, как лепестки самых красивых васильков, и прозрачная-прозрачная, как самое чистое стекло, только очень глубока, так глубока, что никакого якорного каната не хватит. Много колоколен надо поставить одну на другую, тогда только верхняя выглянет на поверхность. Там на дне живет подводный народ. Только не подумайте, что дно голое, один только белый песок. Нет, там растут невиданные деревья и цветы с такими гибкими стеблями и листьями, что они шевелятся, словно живые, от малейшего движения воды. А между ветвями снуют рыбы, большие и маленькие, совсем как птицы в воздухе у нас наверху. В самом глубоком месте стоит дворец морского царя — стены его из кораллов, высокие стрельчатые окна из самого чистого янтаря, а крыша сплошь раковины; они то открываются, то закрываются, смотря по тому, прилив или отлив, и это очень красиво, ведь в каждой лежат сияющие жемчужины и любая была бы великим украшением в короне самой королевы."

Так начинается сказка о Русалочке - красивая и глубокая, слишком глубокая для того, чтобы быть просто детской сказкой. читать дальше

00:47 

Чудное создание
читать дальше

Я считаю, отличная баллада. Правда, логика немного хромает.

22:49 

Подменыши

Чудное создание
Новорожденный ребенок был наиболее уязвим для нечистой силы. Его могли сглазить местные ведьмы или, того хуже, он мог сделаться добычей волшебных существ. Фейри только и ждали возможности украсть младенца, а вместо него подложить в люльку своего подменыша. Человеческих детей похищали по разным причинам. Кто-то утверждал, что фейри забирают только миловидных малышей, золотоволосых и голубоглазых, чтобы тем самым улучшить свою породу (сами фейри якобы смуглые и неприглядные). Другие считали, что фейри платят дань Сатане и отдают ему человеческих детей, жалея своих собственных. Существовал, наконец, и более прозаичный мотив — дети нужны фейри в качестве слуг.

читать дальше

К. Коути и Н. Харса "Суеверия викторианской Англии"

Тема подменышей гораздо глубже того, что здесь написано, сказки о подмене детей встречаются по всей Европе. Что неудивительно - детей на самом деле крали и заменяли.

09:10 

Чудное создание

17:31 

Обряд перепекания ребенка

Чудное создание
Помните злую Бабу-Ягу, которая сажала Иванушку на лопату и отправляла в печь? На самом деле – это отголосок старинного обряда «перепекания ребенка», который, несмотря на свою древность, был очень живуч и в иных местах сохранялся вплоть до XX века, а то и дольше...

Помимо записей этнографов и историков, сохранились и литературные упоминания об этом действе, которое было весьма распространено у наших предков. Например, ему подвергался в детстве Гаврила Романович Державин, по свидетельству В.Ходасевича, оставившего нам жизнеописание классика. Правда, процедурные подробности там не указываются.

Итак, «перепекание ребенка» – древний обряд. В одних местах к нему прибегали в случае рождения недоношенного, хилого младенца, при наличии рахита («собачьей старости»), атрофии и прочих недугов. В других – отправляли в печь всех подряд новорожденных. Зачем? — Вот об этом и поговорим.

читать дальше

rodonews.ru/news_1384956819.html

11:05 

Чудное создание
Сказки - это страшные истории, осторожно подготавливающие детей к чтению газет и просмотру теленовостей. (с)

20:25 

Песнь обреченного

Чудное создание
Простейшaя скaзкa "Колобок" построенa нa многокрaтном рефрене песенки "Я от бaбушки ушел, я от дедушки ушел…" и относится, нaдо полaгaть, к тому рaзряду скaзок, которые рaсскaзывaет утомленнaя рaботой мaть не желaющему зaсыпaть ребенку. Нехитрaя история с нехитрой песенкой внутри, чем зaнуднее, тем лучше - дитя быстрее зaскучaет и зaснет.

Сюжет общеизвестен. Колобок убежaл от бaбушки и дедушки, отпрaвился в сaмостоятельное путешествие по полному опaсностей миру, чудом сумел избежaть смерти в зубaх медведя, волкa и зaйцa, но хитрaя лисa, притворившись глухой ценительницей глупых песенок, уговорилa незaдaчливою Колобкa сесть ей нa нос, дa и проглотилa беднягу. Кaзaлось бы, перепутaть в этом сюжете нечего.

читать дальше

(с) В. Панюшкин

18:21 

Курочка

Чудное создание
Жил-был старик со старушкою, у них была курочка-татарушка, снесла яичко в куте под окошком: пестро, востро костяно, мудрено! Положила на полочку; мышка шла, хвостиком тряхнула, полочка упала, яичко разбилось.
читать дальше

из сборника А. Н. Афанасьева "Народные русские сказки"

14:28 

Чудное создание
У одного человека испортился водопровод. Пришел к нему водопроводчик. А y хозяина дочка была красавица. Она водопроводчику и шепнула:
— Будет батя вина заморские наливать — не пей. Деньги будет сулить — не бери. А проси y него гвоздик ржавый…
Так водопроводчик и сделал: починил водопровод, от вин, от денег отказался, гвоздик взял и ушел. А хозяин дочку обнял и молвит:
— Молодец, Анечка! Здорово мы его обманули!

10:12 

Сказка про репку

Чудное создание
Посеял дедка репку; пошел репку рвать, захватился за репку: тянет-потянет, вытянуть не может! Созвал дедка бабку; бабка за дедку, дедка за репку, тянут-потянут, вытянуть не можут! Пришла внучка; внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку, тянут-потянут, вытянуть не можут! Пришла сучка; сучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку, тянут-потянут, вытянуть не можут! Пришла нога (?). Нога за сучку, сучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку, тянут-потянут, вытянуть не можут!

Пришла друга нога; друга нога за ногу, нога за сучку, сучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку, тянут-потянут, вытянуть не можут! (и так далее до пятой ноги). Пришла пята нога. Пять ног за четыре, четыре ноги за три, три ноги за две, две ноги за ногу, нога за сучку, сучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку, тянут-потянут: вытянули репку!

Репка // Народные русские сказки А. Н. Афанасьева: В 3 т. — М.: Наука, 1984—1985. — (Лит. памятники). Т. 1. — 1984. — С. 107—108.


11:43 

Собака и дятел

Чудное создание
Жили мужик да баба и не знали, что́ есть за работа; а была у них собака, она их и кормила и поила. Но пришло время, стала собака стара; куда уж тут кормить мужика с бабой! Чуть сама с голоду не пропадает. «Послушай, старик, — говорит баба, — возьми ты эту собаку, отведи за деревню и прогони; пусть идет куда хочет. Теперича она нам не надобна! Было время — кормила нас, ну и держали ее». Взял старик собаку, вывел за деревню и прогнал прочь.
Вот собака ходит себе по чистому полю, а домой идти боится: старик со старухою станут бить-колотить. Ходила-ходила, села наземь и завыла крепким голосом. Летел мимо дятел и спрашивает: «О чем ты воешь?» — «Как не выть мне, дятел! Была я молода, кормила-поила старика со старухою; стала стара, они меня и прогнали. Не знаю, где век доживать». — «Пойдем ко мне, карауль моих детушек, а я кормить тебя стану». Собака согласилась и побежала за дятлом.

Дятел прилетел в лес к старому дубу, а в дубе было дупло, а в дупле дятлово гнездо. «Садись около дуба, — говорит дятел, — никого не пущай, а я полечу разыскивать корму». Собака уселась возле дуба, а дятел полетел. Летал-летал и увидал: идут по дороге бабы с горшочками, несут мужьям в поле обедать; пустился назад к дубу, прилетел и говорит: «Ну, собака, ступай за мною; по дороге бабы идут с горшочками, несут мужьям в поле обедать. Ты становись за кустом, а я окунусь в воду да вываляюсь в песку и стану перед бабами по дороге низко порхать, будто взлететь повыше не могу. Они начнут меня ловить, горшочки свои постановят наземь, а сами за мною. Ну, ты поскорее к горшочкам-то бросайся да наедайся досыта».

читать дальше

17:28 

Сергей Седов, Сказки про Змея Горыныча

Чудное создание
***

Жил-был Сашка. Лентяй каких мало. Сидел он как-то у раскрытого окна, а мимо проходил Змей Горыныч.
Увидел он Сашку и захотел его съесть. Вот Горыныч и говорит:
- Сань, выходи на улицу, погуляем!
А Сашка ему:
- Понимаешь, Горыныч, нужно задачу решить, а мне неохота!
- Да я тебе решу! - захлопал крыльями Змей.
читать дальше

www.epampa.narod.ru/sedov/zmei.html

Сказки: страшные и разные

главная