19:06 

Такие разные волки. Часть 2

ctrashilka
Чудное создание
Русские же волки часто имеют человеческие черты характера. Причиной этому может быть феномен,описанный Фрэзером: первобытный человек не проводит четкой разграничительной линии между собой и некоторыми видами животных, ну а первобытные сказания впоследствии становились сказками . О единении человека и животного свидетельствует и Я. Пропп, говоря о сказочных перевоплощениях: "В сказке весьма распространена следующая форма переправы: герой не превращается в животное, а зашивает себя в его шкуру или влезает в его падаль. Птица его подхватывает и уносит." Что же касается оборотней, то в славянской мифологии считалось, что это превращённые в волка люди, и потому они могли сохранять полное сознание своей принадлежности к человеческому роду и только внешне походили на зверей (то есть русские оборотни были добрыми волками). Кроме того, волки обладали даром всеведения и нередко воевали с нечистым. Вот для примера сказка:

ВОЛЧИЙ ПАСТЫРЬ

Один мужик нашел в лесу, под старым пнем, клад. Еще и порадоваться не успел, а черт тут как тут: давай, мол, делить. Делили-делили до самого вечера - все никак сговориться не могут. Вот хитрый черт и говорит:
- Давай поспорим. Кто первым звезду в небе увидит, того и клад.
Согласился мужик. Еще бы! Слыл он на селе самым дальнозорким. Задрал бороду в небо, высматривает звездочку. А черт прыг на дуб, добрался почти до верхушки и сидит верхом на ветке, озирается.
«Эге, там-то ему сподручнее», - подумал мужик и тоже полез наверх.
И тут смотрят черт с мужиком - к дубу несется стая волков, погоняемая всадником на белом коне. Остановился всадник под деревом и начал рассылать волков в разные стороны. И всякому наказывает, как и чем ему пропитаться. Всех разослал, собирается дальше ехать. На ту пору тащится хромой волк и спрашивает:
- А где ж моя доля, Егорий?
- А твоя доля, - ответил всадник, - вон, на дубу сидит. Волк ночь ждал и день ждал, чтобы мужик с чертом слезли с дуба, да так и не дождался. Отошел подальше и схоронился за куст. Тем временем заметил черт в небе первую звездочку, спустился с дуба, схватил клад - и бежать. А волк выскочил из-за куста, настиг нечистого и тут же съел. А сокровище так и осталось валяться - волку-то оно на что?
Мужика же лишь через три дня дровосеки нашли на дубу: все никак слезать не хотел. Еле сняли беднягу с дерева, напоили-накормили. А потом и клад на всех разделили.

Здесь появляется еще одна фигура - Егорий волчий пастырь, по мнению одних исследователей, переосмысленный образ Георгия-победоносца, кто-то проводит параллель аж к Апполону, суть в том, что ему довольно долго приносили жертвы, чтобы умилостивить волков.

Один вопрос так и остается открытым: почему умница-волк фигурирует во многих сказках как простодушный "дурень" (А. Афанасьев)? Валерий Панюшкин в своей книге "Код Кощея: русские сказки глазами юриста" пишет следующее: " Будучи российским гражданином, я искренне грущу всякий раз, когда Волк попадается на хитрости Лисы. Я грущу по той простой причине, что век за веком миллионы людей в моей стране ведут себя так же, как этот злосчастный Волк. То он хвост засунет в прорубь и сидит, приговаривая: «Ловись, рыбка, большая да маленькая», до тех пор пока хвост не скует льдом и пока не прибегут мужики с дрекольем и не изобьют до полусмерти незадачливого рыболова. То он, избитый до полусмерти, несет совершенно здоровую Лису и слушает ее издевательскую присказку: «Битый небитого везет». Почему все это? Откуда такая доверчивость?
Или взять хоть эпизод с медом, кочующий из сказки в сказку. Волк и Лиса живут вместе. У них есть бочонок меда. Однажды ночью Лиса сжирает мед, а остатками вымазывает спящему Волку живот. А наутро, когда Волк просыпается, она же Волка и обвиняет в том, что тот съел мед. В качестве доказательства своих обвинений Лиса указывает на волчий живот и говорит: «Вот же он, мед. Ты его съел ночью, а он проступил у тебя сквозь живот наружу».
И – о ужас! – Волк соглашается. Волк подтверждает абсурдные обвинения в свой адрес, легитимизируя чудовищную лисью ложь чистосердечным признанием. Волк добровольно берет на себя епитимью за преступление, которого не совершал. Вы спросите, зачем он это делает? За тем же самым, зачем подсудимые сталинских судебных процессов поддерживали чистосердечным признанием абсурдные обвинения против себя.
Смотрите. Волк точно знает, что не ел никакого меда. Но что, если он лунатик? Что, если он съел мед в припадке снохождения или помешательства? Что, если у него амнезия или болезнь Альцгеймера? Волк точно знает, что не ел никакого меда, но предпочитает не поверить самому себе, чем не поверить Лисе.
Почему это? Потому что Волк от Лисы зависим. Волк просит у нее советов по самым наипустяшным поводам. Волк – как ребенок и поэтому предпочитает посчитать себя идиотом, нежели Лису – обманщицей." Почему же именно Волк? Кажется мне, что ответ таков: больше просто некому. Лиса хитрая, Медведь сильный, Заяц быстрый, Белка запасливая. Нет в российской природе очевидных кандидатов на роль дурня, а роль нужная, просто так опустить нельзя. На этом я свою многострадальную статью заканчиваю. Буду благодарна за любую дополнительную информацию по теме.

URL
Комментарии
2013-06-25 в 07:25 

Battleweaver
Североамериканский кролик зануда
Скорее, с виду опасный, на поверку дурень. Именно это сочетает в себе волк.

2013-06-25 в 12:46 

ctrashilka
Чудное создание
Battleweaver, пожалуй, так.

URL
2013-06-29 в 23:54 

left-handed
это риторический ответ, не требующий вопроса
ctrashilka, вы ещё ничего не сказали про Серого волка, который помогал Ивану Царевичу.

2013-09-22 в 16:45 

ctrashilka
Чудное создание
left-handed, с этого волка все мысли и начались:) Но почему-то конкретно про него не написалось.

URL
2013-09-22 в 17:20 

Клав_дия
А что насчет современной западной сказки и волка в ней - я имею в виду Игру престолов и дом Старков? Оказались на проверку дурнями и простофилями?

2013-09-22 в 17:27 

ctrashilka
Чудное создание
Клав_дия, товарищ Мартин имеет право на свое видение ситуации.

URL
2013-09-23 в 08:12 

Battleweaver
Североамериканский кролик зануда
Клав_дия, Про людей-волков - отдельная тема. Вряд ли полностью раскрываема в рамках поста.

     

Сказки: страшные и разные

главная