Впервые я прочла эту сказку в сборнике русских сказок под редакцией А.Н. Афанасьева - здоровенной книге с картинками, которая была у нас дома. Вообще в моем доступе было много никем никогда не читанных как бы детских книг с ужасами. Сказка была в таком виде:
Медведь
Жил-был старик да старуха, детей у них не было. Старуха и говорит старику: «Старик, сходи по дрова». Старик пошел по дрова; попал ему навстречу медведь и сказывает: «Старик, давай бороться». Старик взял да и отсек медведю топором лапу; ушел домой с лапой и отдал старухе: «Вари, старуха, медвежью лапу».
читать дальшеСтаруха сейчас взяла, содрала кожу, села на нее и начала щипать шерсть, а лапу поставила в печь вариться. Медведь ревел-ревел, надумался и сделал себе липовую лапу; идет к старику на деревяшке и поет:
Скрипи, нога,
Скрипи, липовая!
И вода-то спит
И земля-то спит,
И по селам спят,
По деревням спят;
Одна баба не спит,
На моей коже сидит,
Мою шерстку прядет,
Мое мясо варит,
Мою кожу сушит.
В те поры (тогда) старик и старуха испугались. Старик спрятался на полати под корыто, а старуха на печь под черные рубахи. Медведь взошел в избу; старик со страху кряхтит под корытом, а старуха закашляла. Медведь нашел их, взял да и съел.
Есть и другие варианты начал и концовок, вот, например:
Начало: «Жил старик со старухой. Захотелось старухе медвежьего мяса. «Ступай, старик, за медвежьим мясом». Старик взял топор и пошел в лес. Приходит, глянул: лежит под колодою старый медведь и крепко спит. Старик не долго думал, отрубил у медведя лапу и понес домой...»
Окончание: «Увидала старуха медведя. «Ну, старик, полезай в кузов, я тебя повешу над дверьми, а сама залезу на печь и за дрова спрячусь». Только медведь в избу, кузов с стариком оборвался и упал. Медведь испугался, вон из избы, да бежать...»
Есть и еще один вариант сказки, согласно нему медведь поет свою скорбную песню, заходит в избу, чтобы отомстить своим обидчикам, но падает в погреб и погибает. Старик и старуха счастливы, потому как теперь уже можно по лесам за медведями не ходить, и так медвежатины навалом.
Сказка, безусловно, страшная, но нелогичная. Почему медведь отпустил старика со своей же отрубленной лапой? Зачем ( водном из вариантов) старик пошел охотиться на медведя не с ружьем и рогатиной, а с топором? Что хотел сказать медведь своими напевами? Валерий Панюшкин в своей книге "Код Горыныча" проводит аналогию с народным восстанием: "Митингующий медведь ужасен. И обладает всеми основными свойствами митингующей русской толпы: он огромный, он грозный, он искалечен, и он не может сформулировать своих требований."