Часть 2
2. Версия психоаналитическая, или По следам дедушки Фрейда. Согласно толкованиям этого дедушки, мотив заточенной в замке красавицы имеет ярко выраженную сексуальность. Горыныч же обладает явными чертами искусителя: это он похищает царевен и прячет их в замках. В русских сказках такому поведению дается вполне логичное объяснение: Змей Горыныч собирает дань, а девушками – потому что они мягче и, вероятно, вкуснее. Однако за всю историю существования русских сказок Змей Горыныч ни одной девушки так и не съел. На удивление, когда эпический герой (Иван чей-нибудь сын) приходит вызволять царевну, он находит ее живой и здоровой. Вряд ли Змей Горыныч собирался ее завялить…
читать дальшеЕще одно доказательство: в образе Змея Горыныча сохранились черты библейского Змея Искусителя. Например, сказка «Чудесная рубашка»: после того как Иван, купеческий сын, побеждает Горыныча, тот слезно просит пощадить его, и Иван соглашается:
«Иван, купеческий сын, взял его с собою, привез к Елене Прекрасной и немного погодя женился на ней, а Змея Горыныча сделал поваром.
Раз уехал купеческий сын на охоту, а Змей Горыныч обольстил Елену Прекрасную и приказал ей разведать, отчего Иван, купеческий сын, так силен».
Возможно, здесь просто пересказываются библейские мотивы, но скорее всего, и этот отрывок, и искушение в Библии являются проявлениями одного и того же Змея – искушающего.
Еще пример:
«однажды, когда повадился дракон прилетать в светлицу к некоей Марине Игнатьевне, вынимал Добрыня саблю вострую, поднимал выше буйной головы своей: «А не хочешь ли, я Змей Горыныча изрублю на части пирожные, разбросаю во чистом во поле?» А и тут семиглав Змей Горыныч, да и хвост поджав, да и вон побежал… И бегучи он, ЗмейГгорыныч, заклинается: «Не дай мне Бог бывать вновь к Марине в дом».
Интересно, что думала по этому поводу Марина и чем они занимались? Судя по всему, девица не возражала. Да и четкого покушения на жизнь не прослеживается – не ел же ее Змей. Значит, было покушение на честь, которое карается смертью.
Очень показательно жилище Змея: большая, черная пещера, достаточно просторная, чтобы туда поместились «сам дракон и русский полон». Да и вообще змея – это фаллический символ.
Вышенаписанное позволяет сделать вывод, что в сказках о Змее Горыныче и освобождении прекрасной девицы вырисовывается ряд табу, например, запрет сексуальной жизни до свадьбы (в теремах жили только незамужние, и выйти из терема можно было только замуж), а также победа моральных норм общества над разнузданностью. Впрочем, в некоторых сказках Иван (чей-нибудь сын) просто сражается с драконом, а в мифе о Георгии-Победоносце главный герой освобождает красавицу, но не берет ее замуж.
3. Версия палеонтологическая. Согласно этой версии, сказочный Змей Горыныч – не кто иной, как Древний Праящер, из яйца которого и произошел весь мир по верованиям некоторых славян. Истоки этого мифа уходят к началу древнеарийской культуры. Однако все все божества и тотемы древних славян были связаны с реально существующими животными, такими как медведь, бык или лебедь.
Особенно силен был культ звероящера в Западных областях Руси, в Новгородских и Псковских землях. Может, потому он и существовал в этих районах, что там жили звероящеры? Да и вообще множество мифов посвящено именно ящерам. Например, широко известен миф о неком чудском двуглавом ящере, который одной головой заглатывал заходящее солнце, а другой изрыгал в небо утреннюю зарю.
При раскопках в Новгородской и Псковской областях было найдено множество предметов с изображением ящеров. На этих предметах ящер представляет собой вполне реальное существо с крупной вытянутой мордой и огромной пастью. Очень интересен былинный сюжет про морского царя, который во время ярости превращается «в лютого зверя коркодила», нередко нападая на плывущих мимо него в лодках рыбаков и купцов, топя их челны и поедая их самих.
Исторических свидетельств обитания ящеров на территории России довольно много. Геродот рассказывал о народе, живущем «на земле, обращенной к северному ветру» и вынужденном бежать оттуда только потому, что их землю наводнили некие странные змии. События эти историки относят примерно к шестому веку. В «Записках о Московии», написанных в первой половине XIV в. немецким путешественником Сигизмундом Герберштейном, имеется следующая информация: «Там и поныне очень много идолопоклонников, которые кормят у себя дома, как бы пенатов, каких-то змей с четырьмя короткими лапами, наподобие ящериц с черным и жирным телом, имеющих не более трех пядей (60-70 см.) в длину и называемых гивоитами. В положенные дни люди очищают свой дом и с каким-то страхом всем семейством благоговейно поклоняются им, выползающим к поставленной пище. Несчастья приписывают тому, чье божество-змея было плохо накормлено».
Если ящеры действительно обитали на территории Руси и были почитаемы так , как об этом говорится, то культ ящера всерьез мешал внедрению христианства. Выход в сложившейся ситуации мог быть только один: беспощадное истребление всех животных и полное искоренение любой памяти о них. В христианских летописях ящеры именуются не иначе как «богомерзкие речные чародеи», «исчадья ада» и «диавольские гады». Такие эпитеты означали однозначный смертельный приговор. Первым делом, видимо, расправились с одомашненными тварями, а потом уже с хищными. Впрочем, останки этих ящеров так и не нашли, поэтому версия так и остается просто версией.
Каждая из представленных гипотез хороша по-своему, но в каждой Змей Горыныч рассматривается не в комплексе, а с какой-то одной стороны. Какая же из них ближе к истине, остается только догадываться.
Сказочные злодеи: Змей Горыныч
Часть 2
2. Версия психоаналитическая, или По следам дедушки Фрейда. Согласно толкованиям этого дедушки, мотив заточенной в замке красавицы имеет ярко выраженную сексуальность. Горыныч же обладает явными чертами искусителя: это он похищает царевен и прячет их в замках. В русских сказках такому поведению дается вполне логичное объяснение: Змей Горыныч собирает дань, а девушками – потому что они мягче и, вероятно, вкуснее. Однако за всю историю существования русских сказок Змей Горыныч ни одной девушки так и не съел. На удивление, когда эпический герой (Иван чей-нибудь сын) приходит вызволять царевну, он находит ее живой и здоровой. Вряд ли Змей Горыныч собирался ее завялить…
читать дальше
2. Версия психоаналитическая, или По следам дедушки Фрейда. Согласно толкованиям этого дедушки, мотив заточенной в замке красавицы имеет ярко выраженную сексуальность. Горыныч же обладает явными чертами искусителя: это он похищает царевен и прячет их в замках. В русских сказках такому поведению дается вполне логичное объяснение: Змей Горыныч собирает дань, а девушками – потому что они мягче и, вероятно, вкуснее. Однако за всю историю существования русских сказок Змей Горыныч ни одной девушки так и не съел. На удивление, когда эпический герой (Иван чей-нибудь сын) приходит вызволять царевну, он находит ее живой и здоровой. Вряд ли Змей Горыныч собирался ее завялить…
читать дальше