воскресенье, 22 сентября 2013
"Далеко в море вода синяя-синяя, как лепестки самых красивых васильков, и прозрачная-прозрачная, как самое чистое стекло, только очень глубока, так глубока, что никакого якорного каната не хватит. Много колоколен надо поставить одну на другую, тогда только верхняя выглянет на поверхность. Там на дне живет подводный народ. Только не подумайте, что дно голое, один только белый песок. Нет, там растут невиданные деревья и цветы с такими гибкими стеблями и листьями, что они шевелятся, словно живые, от малейшего движения воды. А между ветвями снуют рыбы, большие и маленькие, совсем как птицы в воздухе у нас наверху. В самом глубоком месте стоит дворец морского царя — стены его из кораллов, высокие стрельчатые окна из самого чистого янтаря, а крыша сплошь раковины; они то открываются, то закрываются, смотря по тому, прилив или отлив, и это очень красиво, ведь в каждой лежат сияющие жемчужины и любая была бы великим украшением в короне самой королевы."
Так начинается сказка о Русалочке - красивая и глубокая, слишком глубокая для того, чтобы быть просто детской сказкой.
читать дальшеВпрочем, все сказки Андерсена не просто детские. Итак, наша героиня - Русалочка. Она младшенькая из пяти сестер, и каждый год она с нетерпением ждет своего пятнадцатилетия, когда она сможет, наконец, подняться на морскую поверхность. Мир людей кажется ей волшебным, а люди - фантастическими существами, несмотря на то, что они не умеют дышать под водой. Для Русалочки это неважно - ведь у них есть вечная душа, тогда как русалки после смерти превращаются в морскую пену. Становиться пеной Русалочке не хочется...
И вот ей пятнадцать, она выбирается на поверхность, тут буря и принц без сознания, которого самоотверженная Русалочка спасает и влюбляется в него без памяти. Потому что он представитель того самого волшебного мира и ей пятнадцать, а вовсе не потому, что принц ей близок и интересен. По ходу сказки становится видно, что Русалочка и не пытается узнать принца ближе - зачем ей? Волшебный образ так красив и так похож на любимую мраморную статую, что не хочется будоражить его реальностью. И все-таки волшебство манит. Русалочка вынуждена пойти к колдунье, чтобы еще раз к нему прикоснуться.
Тут происходит самое интересное - череда жертв, о которых никто не просил. Во-первых, у Русалочки отнимают хвост. Это нам с вами кажется, что без хвоста жить комфортно, но прожить пятнадцать лет с хвостом и вдруг от него отказаться - серьезный шаг. Во-вторых, вместо хвоста появляются ноги, которыми больно ходить, и финальным аккордом отбирается голос. Все это ради того, чтобы покорить сердце принца, которого, еще раз напомню, Русалочка совершенно не знает. Ей кажется, что чем более значительными будут жертвы, тем более ценной будет награда.
И вот Русалочка без голоса, но с ногами, появляется в жизни принца. Чем заняты ее мысли? Конечно же, тем, как бы его покорить и как бы выглядеть в более выгодном свете, а также тем, как сильно она страдает. Если бы у Русалочки был голос, она наверняка бы сказала принцу: "Я ведь ради тебя лучшие годы жизни провела в мучениях, а ты?" А он живет своей жизнью, и все у него хорошо. И непонятно ему, отчего у пригретого им найденыша такие грустные глаза...
Дальше все очень канонично, принц находит любовь, Русалочка не у дел. Сестры вручают Русалочке меч, чтобы она убила возлюбленного и вернулась домой. Обратите внимание на то, что она не отказывается сразу, но все-таки она Русалочка, а не ассасин, к тому же однажды она уже спасла принца, поэтому убийства не состоялось.
Финалы у сказки разные, сам Андерсен пересматривал их несколько раз. В первом издании Русалочка все же становится морской пеной. В последующих она отправляется к дочерям воздуха. Дальше оказывается, что дочери воздуха должны совершать добрые дела на протяжении трехсот лет, и тогда они обретут душу. Потом оказывается, что все гораздо сложнее: все зависит от того, являются ли дети хорошими или плохими, хорошее поведение уменьшает на один год время служения дочерей воздуха, а плохое прибавляет один день. Так сказка обретает дополнительную и, на мой взгляд, лишнюю мораль.
"Русалочка" много раз переиздавалась, экранизировалась и переосмысливалась. Союзмультфильмовская Русалочка сурова, диснеевская Ариэль немного легкомысленна, как и все диснеевские принцессы. И все же мне думается, что именно в книжном, андерсеновском варианте эту сказку обязательно нужно прочитать детям, чтобы они усвоили простой авторский посыл: жертвы не гарантируют наград.
В этом дневнике есть еще пост про человеческие жертвоприношения, там говорится, что русалки - это заложные покойники... Так у меня в голове вообще сейчас такая общая картина складывается, что прямо страшно!
Battleweaver, конечно, специально.
А еще ты должна заплатить мне за помощь, — сказала ведьма. — И я недешево возьму! У тебя чудный голос, им ты и думаешь обворожить принца, но ты должна отдать этот голос мне.
То есть если Русалочка была бы с голосом, это был бы чит.